The Official Website enables an excellent insight into the personality of Roman Moiseyev as a human being, musician and conductor. The site contains biographical details, operatic and concert repertoire, photographs, audio-video files and links.
  Conductor Roman Moiseyev

EN   DE   FR   RU

 
 
Дирижировать - это так просто...
 
CONDUCTING  - IS SO SIMPLE...
 
Профессор Санкт-Петербургской консерватории И. А. Мусин рассказал как-то анекдот:
 

"Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов "рисунков" и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на "два", так "на три", на "четыре", а вот так - на "шесть". Большим движением вы показываете "форте", а маленьким - "пиано". Вот и все! Тот удивился: как, маэстро, - это все? Да, все! Только не говорите никому, что это так просто".

Более откровенно на эту тему высказался мой педагог по хоровому дирижированию в Музыкальном училище (колледже) при Московской консерватории Зоя Васильевна Муравьева, когда однажды сказала, что махать руками можно научить обезьяну за 15 минут, дав ей за это банан…

Giancarlo Vitali. Direttore II
 

К счастью, профессия дирижирования, а именно о ней идет речь, лежит в другой плоскости и не является формой для самовыражения или подражательства, т. к. помимо личностных, музыкантских и человеческих качеств, дирижирование подразумевает возможность непосредственного мануального управления и невербального воздействия на окружающих. Этому надо учиться многие годы так же, как игре на музыкальном инструменте. Ведь дирижер - это тоже профессия и преимущественно второй половины жизни! К тому же, чтобы стать дирижёром - нужно прежде всего быть музыкантом!

Важно учитывать, что оркестр не стоит рассматривать, как "инструмент", на котором вы "играете". Это связано с тем, что коллектив состоит из людей, музыкантов и непосредственных исполнителей, которых вы всего лишь направляете, встав на подиум первым среди равных.

 

Как писал в одной из своих книг по дирижированию И. А. Мусин:

"...каждый музыкант может увидеть и понять в жесте (дирижёра) лишь то, что позволяет ему его музыкальная культура и исполнительский опыт."

Дирижеру в этом случае необходимо уметь объяснять и себе, и другим, почему и как надо делать. Его дирижерская установка выражена в четкой системе ауфтактов, при помощи которых он общается с оркестром, демонстрируя свои намерения при возможно минимальном количестве слов на репетиции. Истинный дирижер - всегда индивидуальность и носитель информации. Он должен обладать большим жизненным багажом, а его дирижерский "язык", как результат внутреннего моделирования, всегда неповторим, точен и экономичен.

Giancarlo Vitali. Direttore I

 

Не редко приходится наблюдать дирижеров, "подкупающих" слушателей своими красивыми темпераментными позами или откровенным подражательством более именитым мастерам, что к сожалению формирует соответственные вкусы аудитории.

На концерты приходят посмотреть на такого "деятеля", а не только слушать и слышать качество звучания, выходящее из-под его рук и размышлять о высотах интерпретаций. В опере, надежным "прикрытием" такого "маэстро" всегда являются "звездные" солисты, а благодарная публика, привыкшая доверять тому, что ей предлагается, с удовольствием награждает его по обычаю громкими аплодисментами.

В последнее время появилось достаточное количество так называемых "дирижирующих музыкантов", пришедших по тем или иным причинам в профессию, уже достигнув определенных высот в исполнительстве на своих инструментах, и поэтому по определению уже пользующиеся некой популярностью и кредитом доверия...

Giancarlo Vitali. Ouverture
 

Но если продолжать рассматривать дирижирование, как серьезный и самостоятельный вид исполнительского искусства, то отношение к нему должно быть так же серьезно пересмотрено. Особенно это важно сейчас, в век всеобщей аудио-визуализации, когда одним стало казаться, что дирижировать "это так просто", а мастерству других уже "не стало предела". Мы обязательно должны делать все возможное, чтобы сохранить отечественную школу дирижирования, традиции, созданные великими русскими дирижерами и позаботиться о их развитии...!

 
 
VIDEO: Луи де Фюнес дирижирует Г. Берлиоза в фильме "Большая прогулка"
 

Общеизвестно высказывание, что "дирижерство - темное дело". Сегодня оно по-прежнему продолжает искушать молодое поколение музыкантов, становясь все более популярным видом деятельности. Но далеко не каждый сможет пролить на него свой свет.

 

Роман Моисеев

 Roman Moiseyev on Facebook muzkarta.info Roman Moiseyev on YouTube Одноклассники В Контакте Roman Moiseyev Instagram Twitter Site of Roman Moiseyev

Зоя Васильевна Муравьева. 110 лет со дня рождения

Hosted by uCoz